ФОНД ХОЛОКОСТПАМЯТЬ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ХОЛОКОСТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА
НОВОСТИ ЦЕНТРА
CОБЫТИЯ И ФАКТЫ
КОНКУРС
ИССЛЕДОВАНИЕ
СМИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА
МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР
МУЗЕЙ
ПРАВЕДНИКИ
БИБЛИОТЕКА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ССЫЛКИ
ENGLISH VERSION

Польша

Журнал Wprost выяснил, какую информацию о Польше получают ученики средних школ из российских, немецких, французских и шведских, а также литовских и украинских учебников. Приведем несколько выдержек из опубликованной в журнале статьи.

Петр Семка (Piotr Semka), Петр Цивиньский (Piotr Cywinski)
Белое пятно вместо Польши ("Wprost", Польша, 26 сентября 2006)

Из российских учебников ничего нельзя узнать о пакте Молотова-Риббентропа, а II мировая война начинается с момента нападения Германии на СССР в июне 1941 г. Конечно - на фоне российских учебников - нужно подчеркнуть тот факт, что немецкие авторы серьезно и исчерпывающе рассматривают правление Гитлера и его преступления. Во французских и шведских учебниках о Польше по-прежнему, хотя и не столь очевидно, пишется как о первой стране, оказавшей сопротивление Гитлеру. Еще 20 лет назад о польской оборонительной войне в европейских учебниках упоминалось как о героическом аккорде, которым началась II мировая война. Однако, уже не первый год налицо тенденция к тому, чтобы делить конфликт с нацизмом на две части. Первая - с 1933 г. по 1941 г.: по новой моде в рамках одного периода рассматриваются приход Гитлера к власти, присоединение Австрии и Чехословакии, занятие Польши и, наконец, капитуляция Франции и Норвегии. В качестве настоящей широкомасштабной войны представляется период после 1941 г., после нападения Германии на СССР, вступления США в войну и начала Холокоста. Такая периодизация сводит польскую сентябрьскую войну на уровень таких успехов Гитлера, как занятие Клайпеды или чешских Судет. В шведских и французских учебниках сложно найти более широкую информацию о масштабе сопротивления в Польше. Однако нам нечего комплексовать. Прошли те времена, когда в европейских учебниках расписывалась борьба партизан в Югославии, героических греков из фронта 'ЭЛЛАС' и французского движения Сопротивления. Сегодня в повествовании об оккупированной Европе обычно доминирует тема Холокоста, и на более подробное описание как страданий, так и масштаба вооруженного сопротивления обычно не хватает места. Более того, дает о себе знать чувство вины за грешки европейских народов и Виши. Возможно, поэтому глава об оккупированной Европе в "Histoire 1" (изд. Hatier) имеет заголовок 'Коллаборационизм и движение сопротивления'.

Из-за упоминаний о польском антисемитизме, клерикализме и фашизации Польши в межвоенный период наша страна ассоциируется с другими союзниками Гитлера, такими как Словакия священника Йозефа Тисо или Венгрия адмирала Миклоша Хорти. В "Histoire 1" страна, обозначенная как 'General Gouvernement de Pologne' обозначена тем же цветом, что страны-сателлиты третьего рейха. На картах, показывающих размещение лагерей смерти, они расположены или на территории 'великого рейха' вместе с оккупированными территориями (шведский учебник "Epos" или "Historie", изд. Nathan) или в границах Польши до 1939 г., что не объясняет, была Польша суверенным государством или нет. Можно признать, что способ обозначения лагерей смерти - это, возможно, самый трудный вызов для Польши. Молодые люди, шокированные ужасами Холокоста, обычно не получают четкого объяснения того, каким был статус тогдашних польских земель, и сотрудничали ли поляки с нацистми или нет. Тот факт, что Польшу окружали страны-сателлиты Гитлера, наталкивает на мысль о том, что наше государство должно было оказаться в подобной ситуации. Диалогу между соседями в вопросах видения истории были призваны служить комиссии по учебникам, особенно модные в 80-е и начале 90-х гг. Сейчас существуют три такие комиссии, занимающиеся усовершенствованием содержания школьных учебников по истории и географии. Они были созданы в результате договоренностей между министерством образования Польши и соответствующими ведомствами Литвы, Украины и Германии. О диалоге с Россией по вопросу учебников пока говорить не приходится. Как поясняет министерство образования, польская сторона выполнила все формальности и теперь ожидает реакции российской стороны, которая с ней постоянно медлит.

http://www.inosmi.ru/translation/230103.html

© Центр «Холокост», 2003-2007